|
С окончательным вступлением весны в свои права по всей стране возобновились сезонные дорожно-ремонтные работы. Не переживший испытание зимними перепадами температур асфальт пытаются латать при помощи якобы инновационного материала, отличающегося модной приставкой «нано». Но чем дальше от столицы, тем больше нареканий на чудо-средство, хотя казалось бы, ГОСТ един, и речь идет об одном и том же веществе. Замечательно налажено производство песка и щебня, песчано-гравийная смесь отличного качества, но то, что льют в ямы на дорогах в соседних областях, с химической точки зрения является разными веществами. Причина – в выборе присадок к литому асфальтобетону в конкретном случае.
Условно говоря, обычный асфальт является однородной массой смешанного состава, без четкого разделения на слои и ячейки. Его разновидность, именуемая наноасфальтом, обладает четко выраженной структурой на микроуровне, которая в некотором роде напоминает кристаллическую решетку алмаза и иных сверхпрочных материалов. В ней вся суть – структурированный материал куда как менее чувствителен ко всем видам деформации. Включая силы сжатия-растяжения при изменении температуры – ахилессову пяту любого дорожного покрытия. Вопрос лишь в том, как именно сформировать эту структуру, а приставка нано указывает на то, что размер частиц очень мал и не более того.
Классический метод основан на внедрении в асфальтовую массу твердых микрочастичек с большими количеством граней, эдаких трехмерных «снежинок», с торчащими во все стороны лучами. Чем их больше, тем тесней контакт с иными частицами и основным веществом, но материал, из которого сделаны эти микроконструкции, может быть произвольным. Один из самых дешевых – резиновый порошок, полученный из измельченных покрышек, к дорогим относят синтетические полимеры, структурированный углерод, кристаллы кремния. В теории никто не мешает просто засыпать в расплавленную до 190 ºC асфальтово-битумную смесь что угодно, от отходов алюминиевого производства до доломитовой муки – с формальной точки зрения это тоже наноасфальт.
Однако себестоимость итогового вещества и затраты на проведение ремонтных работ будут различаться кардинально – это и является камнем преткновения. Допустим, в некоем регионе приняли решение поддержать местного производителя, не имеющего доступа к передовым технологиям. Зато есть запасы старого сырья и можно разом убить двух зайцев, очистив свалку и отремонтировав дороги. Но к следующей весне эта «наногрязь» сойдет даже раньше, чем развалится обычный, не «улучшенный» асфальт. Хотя в соседних областях, через 100 км, все обстоит с точностью до наоборот – так технологии ли виноваты?
См. также другие интересные
материалы сайта:
|
| ||||||
|
| ||||||