Многоликий наноасфальт

С окончательным вступлением весны в свои права по всей стране возобновились сезонные дорожно-ремонтные работы. Не переживший испытание зимними перепадами температур асфальт пытаются латать при помощи якобы инновационного материала, отличающегося модной приставкой «нано». Но чем дальше от столицы, тем больше нареканий на чудо-средство, хотя казалось бы, ГОСТ един, и речь идет об одном и том же веществе. Замечательно налажено производство песка и щебня, песчано-гравийная смесь отличного качества, но то, что льют в ямы на дорогах в соседних областях, с химической точки зрения является разными веществами. Причина – в выборе присадок к литому асфальтобетону в конкретном случае.

Условно говоря, обычный асфальт является однородной массой смешанного состава, без четкого разделения на слои и ячейки. Его разновидность, именуемая наноасфальтом, обладает четко выраженной структурой на микроуровне, которая в некотором роде напоминает кристаллическую решетку алмаза и иных сверхпрочных материалов. В ней вся суть – структурированный материал куда как менее чувствителен ко всем видам деформации. Включая силы сжатия-растяжения при изменении температуры – ахилессову пяту любого дорожного покрытия. Вопрос лишь в том, как именно сформировать эту структуру, а приставка нано указывает на то, что размер частиц очень мал и не более того.

Классический метод основан на внедрении в асфальтовую массу твердых микрочастичек с большими количеством граней, эдаких трехмерных «снежинок», с торчащими во все стороны лучами. Чем их больше, тем тесней контакт с иными частицами и основным веществом, но материал, из которого сделаны эти микроконструкции, может быть произвольным. Один из самых дешевых – резиновый порошок, полученный из измельченных покрышек, к дорогим относят синтетические полимеры, структурированный углерод, кристаллы кремния. В теории никто не мешает просто засыпать в расплавленную до 190 ºC асфальтово-битумную смесь что угодно, от отходов алюминиевого производства до доломитовой муки – с формальной точки зрения это тоже наноасфальт.

Однако себестоимость итогового вещества и затраты на проведение ремонтных работ будут различаться кардинально – это и является камнем преткновения. Допустим, в некоем регионе приняли решение поддержать местного производителя, не имеющего доступа к передовым технологиям. Зато есть запасы старого сырья и можно разом убить двух зайцев, очистив свалку и отремонтировав дороги. Но к следующей весне эта «наногрязь» сойдет даже раньше, чем развалится обычный, не «улучшенный» асфальт. Хотя в соседних областях, через 100 км, все обстоит с точностью до наоборот – так технологии ли виноваты?

 

См. также другие интересные
материалы сайта:

 

Другие статьи по теме

Тонкости оформления оконных пр...

Тонкости оформления оконных проемов Не секрет, что самые лучшие идеи, в том числе в области дизайна, приходят из мира аналогий. Вот и...
Подробнее...

Сеть анонимного будущего

Сеть анонимного будущего Современный мир не может существовать без цифровых технологий. Ну, а эти технологии, в свою очередь,...
Подробнее...

Четыре полезных совета насчет ...

Четыре полезных совета насчет того, как обставить маленькую квартиру Вы являетесь владельцем или арендатором квартиры размером с курятник? Вы отчаянно пытаетесь достичь...
Подробнее...

Подходит ли для вашей кухни ка...

Подходит ли для вашей кухни каменная раковина? Камень становится все более популярным вариантом для тех, кто устал от унылого вида стандартной...
Подробнее...