О фактурных эффектах доступным языком

С научной точки зрения фактура материала – это совокупность микроискажений на его поверхности, и на практике существует масса их всевозможных комбинаций. Профессионалы оперируют такими терминами, как структурность материала, глубина рельефа, размер отдельных элементов поверхности, а конечный тип фактуры во многом зависит от вида и качества обработки материала. Но вот восприятие фактурных эффектов рядовым обывателем, как ни странно, происходит по сугубо субъективным принципам, которые лишь отчасти поддаются классификации.

Например, большинство из нас привыкло различать лишь два типа поверхности, матовую и глянцевую, хотя на самом деле есть еще и «блестящая». Различия между ними определяются взаимодействием с освещением – матовая поверхность не отражает свет, а рассеивает его, совершенно без бликов. Глянец же дает слабые блики и создает характерные фактурные эффекты, но на такой поверхности окружающие предметы не отражаются. А вот блестящая фактура как раз таки и создает зеркальное отражение, при этом формируется узконаправленный и очень яркий отблеск, а при взгляде под иным углом поверхность выглядит затемненной.

Принято считать, что цвета с «холодным типом температуры» создают эффект негатива и расслабленности, тогда как «теплые» провоцируют на активные действия. Однако на деле все гораздо сложнее, например, коричневая поверхность практически любого материала человеком подсознательно воспринимается как грязная и неприятная, хотя сам цвет считается психологически нейтральным. Прохладные синие и зеленые тона ассоциируются со свежестью, тогда как фиолетовый вызывает чувство тревоги – независимо от типа фактуры. И желтый, и оранжевый оттенки воспринимаются как теплые и бархатистые, даже если речь идет о грубо выкрашенном металле. Тогда как созерцание мягкого красного велюра или плюша неосознанно провоцирует агрессию – такие материалы лучше трогать, чем разглядывать.

На сочетании цвета и светоотражающей способности фактуры построена популярная в последние годы концепция «принудительного перехода категорий». Например, стекло, традиционно воспринимаемое как нечто холодное и опасное, будучи грамотно украшено яркими узорами, становится «дружелюбным». Концепция позволяет минимизировать затраты, так как меняя визуальное восприятие фактуры, можно создать множество вариантов на основе одной и той же конструкции. Например, стандартная пластиковая или деревянная дверь может играть роли как яркого входа в веселый мир детской комнаты, так и подчеркнуто холодной и строгой преграды на пути, скажем, в лабораторию или учебную аудиторию.

 

Другие статьи по теме

Десять полезных советов по обу...

Десять полезных советов по обустройству домашнего офиса У каждого из нас есть свой жизненный уклад. Это касается также и организации рабочего места.
Подробнее...

Как правильно сделать усиливаю...

Как правильно сделать усиливающий каркас для стены с окном Назначение стен любого дома, как известно, состоит в осуществлении несущей функции, т. е.
Подробнее...

Как оформить арендованное жиль...

Как оформить арендованное жилье где много окон и дверей Если ваш дом или квартира имеют большую площадь, то, как правило, там много окон и дверей, что...
Подробнее...

Тонкости оформления оконных пр...

Тонкости оформления оконных проемов Не секрет, что самые лучшие идеи, в том числе в области дизайна, приходят из мира аналогий. Вот и...
Подробнее...