|
Первые лепные орнаменты украшали еще стены древних греков - как известно, больших ценителей прекрасного. В Средние века, когда даже интерьеры знати не отличались изысканностью, техника нанесения лепнины не пользовалась спросом. Но с эпохи Ренессанса началось возрождение не только античных ценностей в искусстве, но и когда-то популярных ремесел.
Особый расцвет лепного декора наступил на рубеже 17-18-го столетий. В отличие от позолоченной резьбы, еще не так давно главенствовавшей в интерьерах, матовые выпуклые рисунки создавали очень мягкий и ненавязчивый эффект. Узор словно бы играл со светом и тенью, от чего становился еще привлекательнее. Чаще, чем на стенах, лепнину можно было встретить на сводах арок и на потолках. Если хозяину дома или дворца хотелось украсить именно стены, он заказывал не простенький орнамент, а целый барельеф, обычно на античную тему.
Самой дорогой лепниной в ту пору считалась изготовленная из мягкого камня. Но ее мог позволить себе далеко не каждый аристократ, поэтому многие предпочитали такой лепнине более экономичный вариант: алебастр или гипс. Любители «золотой середины» выбирали технику «стукко», при которой в основу из гипса или глины добавлялись «благородные» мраморная или гранитная крошка.
Во времена барокко лепнине была чужда любая правильность и строгость: если мастера изображали линии, то не прямые, а ломаные. В моду вошли приятные округлости и завитушки. Что касается предметов изображения, пухлые ангелочки на лепном декоре часто соседствовали с цветами или фруктами.
Во второй половине 18 столетия на смену легкости и вычурности барокко пришли строгость и холодный расчет. Лепнина все чаще приобретала правильные формы геометрических фигур и занимала в оформлении стен очень скромное место: ею украшалось не все пространство, а только его небольшая часть. Хотя античные сюжеты по-прежнему были вне конкуренции.
Стиль ампир, господствовавший в 19-м веке, внес свои коррективы в лепной декор. На стенах домов все чаще стала появляться военно-патриотическая символика: лавровые венки, оружие, зажженные факелы. На рубеже 19 и 20 столетий в моду вошел модерн. Потолки начали плавно перетекать в стены, а линии самих стен вновь приобрели округлые, хотя и не подчиненные строгим пропорциям очертания.
Век 20-й изрядно поиздевался над лепным декором. И рациональный хайтек, и вычурный кич, и эклектика, допускающая сочетание нескольких стилей в одном интерьере, вносили в него свою лепту. Сегодняшние лепные композиции умело сочетаются с любыми материалами, которые мы допускаем в свои жилища. Они уместно смотрятся рядом с никелем, стеклом, пластиком, керамикой, деревом и кожей. Дизайнеры опровергают веками существовавшее мнение, что лепнина может быть только белой. Сегодня ее окрашивают в любые цвета и оттенки. А кроме того, покрывают позолотой и даже искусственно старят.
Разумеется, лепнина ручного производства остается очень дорогим удовольствием. Для желающих обзавестись лепным декором изобретен демократичный и тоже очень эффектный вариант: модульная лепнина, которая собирается наподобие конструктора. Для производства «традиционной» лепнины сегодня используют стекло, цемент, глину, гипс, стеклокомпозит, стекловолокно и металл. То есть, все материалы, которые могут пребывать в двух состояниях: сначала жидком, а затем твердом.
См. также другие материалы об использовании
лепнины для оформления интерьеров:
|
| ||||||
|
| ||||||